- ЦИКЛ
ЦИКЛ (от греч. kýklos круг), группа произведений, сознательно объединенных автором по жанровому (стихотворные сборники романтиков), идейно-тематическому («Записки охотника» И. С. Тургенева) принципу или общностью персонажей (серия романов и новелл о Форсайтах Дж. Голсуорси), а чаще всего по нескольким принципам («Ругон-Маккары» Э. Золя). Ц. как жанровое образование возникает тогда, когда цикличность воспринимается как особая художественная возможность: каждое произведение, входящее в Ц., может существовать как самостоятельная художественная единица, но, будучи извлеченной из него, теряет часть своей эстетической значимости; художественный смысл Ц. не сводится только к совокупности смыслов отдельных произведений, его составляющих. Наиболее организованным является жанр лирического Ц., возникший в XIX в. (в русской лирике «Борьба» А. А. Григорьева) и получивший наибольшее распространение в поэтике символизма (например, «Снежная Маска» А. А. Блока); лирический Ц., подчиняясь единому субъективно-эмоциональному началу, строится на сложных сюжетно-тематических и ассоциативных связях. Монтируясь из отдельных произведений, структура Ц. несет широкие возможности развития художественного смысла и допускает многообразие принципов построения. В XX в. Ц. получил широкое распространение: в поэзии (например, Г. Аполлинер, В. Незвал, А. А. Ахматова, В. А. Луговской), в прозе (М. Пруст, У. Фолкнер, М. Горький), в драматургии (Б. Шоу). Видами Ц. являются трилогия и тетралогия.
В. А. Сапогов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.